Давно известно, что тарантелла - это итальянский народный танец, исполняемый в быстром, оживленном темпе, а также музыкальная пьеса в таком же ритме. Однако, мало кто осведомлен, о возникновении этого темпераментного танца, и откуда берет начало его название.
Еще в XII веке до н.э. первые эллины стали заселять Аппенинский полуостров, и уже к VI веку до н.э. на юге полуострова и на Сицилии возникло 120 греческих городов, и эту территорию с того времени стали называть Великой Грецией. Здесь родились многие выдающиеся личности, оказавшие значительное влияние на другие народы. Объяснением такого повсеместного влияния было удивительное явление древнегреческой культуры, предполагавшей новые для той эпохи мышление и дух.
Понятие эллин означало просвещение и образование, а греческий язык в древние времена был широко распространен. Эллины этой части Южной Европы или греканы, как их называли, внесли свою лепту и в развитие такой музыкальной страны, как Италия. Ведь неаполитанские песни родились в греческом городе Неаполе и звучали сначала на греканском (одном из диалектов греческого), а затем были переведены на итальянский и получили всемирную известность.
Оказывается, и такой чисто итальянский танец, как тарантелла, тоже вышел «из-под ног» греканов. А истоки таковы.
Город Таранто находится на внутренней стороне, гак сказать, каблука итальянского сапога и являлся в древности одним из самых процветающих торговых городов - государств Великой Греции с эмблемой трезубца и дельфина, т.к. по мифологии основателем этого города был сын Посейдона, бога моря...
Хотя город много раз подвергался разрушению, он всегда быстро возрождался благодаря своему выгодному местоположению. Да и сегодня итальянский Таранто - это город с развитой торговлей и высокой культурой, как и в далекие времена Великой Греции, когда ему принадлежал титул царицы Ионии. Улицы Архита, Леонида и другие напоминают стиль архитектурного расцвета греческого градостроения, равно как и музей города, где находится множество античных экспонатов керамики, среди которых предметы минойской эпохи и богатые коллекции монет.
Изначально Таранто был окружен огромными земельными угодьями. Многие жители, естественно, занимались сельским хозяйством. На протяжении всего лета население - и стар и млад - принимало участие в сборе урожая.
Утомившись от работы и зноя, крестьяне ложились ненадолго отдохнуть под сенью деревьев. Вот тут их и подстерегала опасность. Земляной паук, обитавший в тех местах, начинал нещадно кусать тех, кто, укладываясь на отдых, тревожил их покой. Этих пауков называли «таранта», а людей укушенных ими и подскакивавших от боли, - тарантами или тарантулатами.
Позднее движения, характерные при болях от укусов, приобрели как бы ритуальный смысл, а на их ритм наложилась определенная мелодика.
Затем этот танец стал и терапевтическим лечебным методом, что подтверждалось Гиппократом и Платоном. Последний даже говорил о танце с музыкой, который лечит даже от ядовитых укусов скорпионов и змей.
Лекарством от боли называл танец и музыку и Еврипид. Движения в этом умопомрачительном танце напоминают дерганье паука. Это продолжалось на протяжении дня, пока искусанные и изнуренные люди буквально не валились с ног, чтобы потом подняться излеченными. Когда они, в конце концов, приходили в себя от этого танцевального приступа, естественным было появление у них жажды песле столь обильного потоотделения. У ближайшего источника они пили воду взахлеб. Иначе говоря, потоотделение тоже имело свое терапевтическое значение, и все это вместе взятое приобрело культовый смысл.
И даже сейчас многие жители этой местности, которые считают себя больными, в праздник Святого Павла становятся «тарантулатами». Этот унаследованный от предков обычай, полный загадочности и идолопоклоннического посвящения в таинство.
Тарантеллу танцуют, выражая борьбу земледельца и скотовода со страшной стихией природы.
Ни христианство, ни цивилизация XX века не смогли изменить этой первобытной традиции, которая повторяется каждый июнь на Келантике Саленто (область итальянского «каблука»).
С тех пор, ежегодно 29 июня, здесь, у часовни Св. Павла, собираются не только жители этих мест, но даже из самых отдаленных северных районов.
Как только прибывают тарантулаты, сразу же начинается этот необычайно оживленный танец под музыку и пение, с истовой мольбой к Святому об исцелении. При этом головы у всех покрыты разноцветными платками, слышны одержимыe возгласы, пот льется градом, пляшущие люди делают резкие и судорожные движения с невообразимыми подпрыгиваниями.
Единственное музыкальное сопровождение танца - монотонный ритм какого-нибудь тамбура или волынки. И, подобно мифическим менадам, в конце ритуала, направляющиеся к родникам изнуренные тарантулаты - современные греканы, достигая источник Св. Павла, жадно поглощают воду и тут же падают ниц.
После всего свершенного приходит очищение от зла, которое в них обитало, даже если некоторые излечиваются только временно и им предстоит прибыть сюда и в следующем году.
Вера в культ своих предков жива и по сей день. Обитатели этих земель, как и прежде, просят Божьей благосклонности и спасения. Они продолжают верить магии тарантулы и доходят до безумия, как и паук, который после того, как поразит жертву, бьется в конвульсиях перед смертью.
Культ паука, переданный греканами вместе с другими обычаями, дал начало понятию тарантулизма, который выражает и древний образ античного театра.
Такова история искрометной, знаменитой темпераментной итальянской тарантеллы.