Игра «Чепуха». Наверняка, она знакома вам из собственного детства. Вы рисуете в верхней части листа чью-нибудь голову (человека, животного, птицы), обозначаете, где должна начинаться шея и туловище, загибаете листок так, чтобы вашего рисунка не было видно, и передаете его ребенку. Он рисует туловище, начиная с ваших отметок, и оставляет, в свою очередь, отметки, где рисовать ноги. Дорисовав ноги, вы разворачиваете свой совместный шедевр фантастического искусства.
А вот игра «Загадка в рисунке». Вы рисуете картинку с некоторой «неправильностью» – например, на небе одновременно светят солнце и луна, или у человека на одной ноге ботинок, а на другой – сапог. Чем младше ребенок, тем ярче должна быть «неправильность». Задача малыша – найти вашу ошибку, а потом и самому нарисовать для вас загадку. Игра развивает внимательность и логическое мышление.
Угадай мое число
Один участник задумывает любое число. Другой должен отгадать это число, предлагая разные варианты. «20?» «Больше!» «45?» «Меньше». Заодно и в устном счете потренируетесь.
20 вопросов
Теперь загадаем любой предмет. Партнер имеет право задать о нем только двадцать вопросов – «Это живое или неживое?», «Это сделал человек или природа?» и т.д., после чего он должен будет отгадать задуманное.
Что изменилось?
Обычно в эту игру играют так: выкладывают ряд из каких-либо предметов, игрушек, карандашей и пр. Один участник на минутку закрывает глаза, а другой в это время переставляет фигурки местами или убирает одну-две из них. Задача первого игрока – найти, что изменилось. Так тоже можно играть.
Наперстки
Эта игра необыкновенно азартна и подходит для самой разновозрастной компании – от полуторагодовалых карапузов до умудренных жизнью школьников. Понадобится 2-3 пластмассовых стаканчика и небольшой предмет вроде заколки, ластика, фигурки из киндер-сюрприза и пр. Для игры «в наперстки» пригодится откидной столик в самолете и в поезде или заднее сиденье автомобиля.
Вы наверняка видели, как ловко орудуют стаканчиками профессиональные «наперсточники». Но их задача не самая благовидная, а, если называть вещи своими именами, то попросту мошенническая. Мы же будем развивать внимание и координацию движений абсолютно честным способом. Итак, накрываем стаканчиком заколку, передвигаем, меняем местами стаканчики и пробуем угадать, где спрятался сюрприз.
Важный момент: обязательно дайте ребенку возможность и самому прятать предмет. И вообще лучше это делать по очереди. Если вашему партнеру еще нет трех лет, лучше использовать пару разноцветных стаканчиков: цвет помогает сконцентрировать внимание.
Дорожные истории
Истории можно сочинять самые невероятные. Возможно, вы даже не подозреваете, какие таланты рассказчика скрывали в себе вы или ваш ребенок. Надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:
К сожалению или к счастью?
• К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
• К сожалению, он сломался.
• К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
• К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
• К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды... и т.д.
Мою любовь зовут на А
Эта игра была описана еще в знаменитой «Алисе в стране чудес». Выбираем любую букву и сочиняем:
Мою любовь зовут на А – Андрей. Я люблю его, потому что он аккуратный, я боюсь его, потому что он агрессивный. Я кормила его апельсинами, арбузами и ананасами, я поила его абсентом (нет, пожалуй, лучше – абрикосовым соком). А живет он в Австрии...
Волшебный мешочек
Волшебный мешочек вполне может заменить самый обычный носок (желательно, большого размера). Положите внутрь носка-мешочка небольшие предметы (монетку, маленькие игрушки, ластик и т.д.), а теперь пусть ребенок на ощупь через ткань постарается определить, что он держит в руках. Эта игра дает дополнительную тактильную стимуляцию, что важно не только для развития речи, но и просто для расслабления в дороге.
А можно сделать волшебный мешочек и по-другому. Заранее, дома подберите подходящую сумочку или косметичку и сложите в нее всякую мелочь: пуговицы (обязательно разных форм и размеров), обрезки цветных шерстяных ниток, игрушки из киндер-сюрпризов, деревянные палочки (подойдут зубочистки, счетный набор, спички с отломанными серными головками), лоскутки и пр. Юного путешественника это богатство может занять надолго. Особенно, если вы примете участие в разборе сокровищ. Из ниток и лоскутков можно выкладывать картины, пуговицы могут превращаться в тарелки для маленьких игрушек, а может быть, и в солнышко (особенно, если его дополнить лучиками-палочками).
Путешествие в автомобиле (в автобусе, на корабле, в поезде, на самолете) представляет прекрасную возможность для наблюдения за окружающим миром. Предложите детям описать подетально все, что они видят, особенно то, что легко можно пропустить: цвет облаков, птиц, сидящих на столбах, длину тени в зимний день. Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах. Если вам стало неинтересно наблюдать за тем, что происходит снаружи, займите ребенка играми. Советы, предложенные здесь, — это то, с чего можно начать. Постарайтесь придумать и другие занятия, и, если ребенку будет интересно, дорога покажется более короткой.
Первая Буква
Во время долгой поездки можно поиграть в «первую букву». Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а...» Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву „М", который заставляет машину двигаться. Это...». Спросите ее: «Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?» Когда иссякнет запас слов на «М», можно перейти к любой другой букве.
Сложные слова
Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, на грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.
Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов; нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это может быть и станция, и трубка, и служба; если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.
Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам. При этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.
Вспомни какой-нибудь случай
Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вместе с Крейгом и Тоддом в поезд». Вы добавляете: «А тетя Джейн приготовила французские тосты», и еще ваш сын вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».
Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.
Угадай мою песню
Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.
Что я вижу?
Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?
Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»
Быстрая зарисовка
Предложите вашему ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и карандаш. Если предстоит долгая поездка, приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или мелков. Неплохо было бы держать в багажнике не только запасное колесо, но и блокнот с коробкой цветных карандашей, если, конечно, вашего ребенка не тошнит в машине.
Хор в автомобиле
Поскольку вы едете в собственной «колеснице», вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова.
Систематика
Предложите всем сидящим в машине наблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т.д.
Всякий раз, когда кто-нибудь из вас замечает объект этого вида, он называет и показывает его. Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой она породы — пудель, колли или дворняжка. Если это здания, то назовите их назначение — библиотека, почта, больница или школа.
Лучше всего в эту игру играть с детьми старшего возраста, но не менее интересна она и для взрослых. Особенно удобно в нее играть, когда машина движется медленно. Конечно, вам не очень-то захочется разбираться в породах собак или читать надписи на зданиях, если идущая впереди машина постоянно тормозит перед вами.
Чтобы внести разнообразие, можно написать название выбранного объекта на бумаге в верхней части листка, и пусть ваш ребенок нарисует внизу картинку. Предложите ему делать отметки о каждом виде объекта, который вы увидите. Потом можно выбрать другие предметы для наблюдения и нарисовать новую картинку. К концу поездки вы будете знать не только количество, но и многое другое о том, что вам встретилось в пути.
И все эти путешествия останутся в семейной памяти как «поездка с коровами» или «путешествие по церквам».
Эхо
Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.
Бабушкин сундук
Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел...» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».
Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел...» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.
Разновидность этой игры — «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».
«Т»-слова
По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.
Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше — рисовать предметы, которые они видели.
Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.
Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.
Сочини стишок
Начните с простого односложного слова, такого, как, например, «кот» и по очереди добавляйте существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:
Не кусай меня пчела,
Расскажи мне, как дела.
На прощанье сделай круг
И лети на пестрый луг.
Затем посмотрите, что получится с вашим стихотворением, если скомбинировать те же слова в другом порядке:
Прожужжала мне пчела:
«Хороши мои дела:
Я кусаться не хочу,
Лучше к лугу полечу».
Если даже вы не уверены в поэтическом даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрослые с их большим запасом слов пишут иногда такие глупости.