Авиаперелет — это прекрасная возможность преодолеть большое расстояние быстро и с комфортом. Но есть в нем момент, который пугает пассажиров своей неизвестностью и внезапностью — воздушные ямы.
Турбулентность — это непредсказуемые колебания самолета, которые возникают в результате неравномерного движения воздушных масс, из-за грозы, ветра или ландшафта. В большинстве случаев это явление абсолютно безопасно, но вызывает дискомфорт у пассажиров. Избежать сильного стресса и травмирования помогут дополнительные знания и четкий алгоритм действий.
Давайте вместе разберемся, из-за чего возникает турбулентность? Как действовать в таком случае? Какие гарантии дает производитель самолета и авиакомпания, что воздушное судно выдержит колебания? Может ли турбулентность привести к крушению самолета? Мы ответим на все эти вопросы и попытаемся дать вам уверенность для следующего полета.
Природа турбулентности и ее виды
Чтобы простыми словами ответить на вопрос «Что такое турбулентность?» можно сравнить ее с неровностями на дороге. Такие же «ямы» возникают и в воздухе. В зависимости от их причин, различают такие типы турбулентности:
-
ясного неба, которая возникает из-за нестабильности воздушных потоков;
-
конвективную из-за приближения грозы;
-
горную при движении над горными массивами.
Причины турбулентности действуют спонтанно и определяют ее интенсивность. Из-за того, что колебания резко контрастируют с состоянием спокойного полета, пассажиры очень часто впадают в панику. Но необходимо помнить, что для конструкции самолета такое явление не представляет опасности.
Гарантии безопасности от производителя
Если вы сомневаетесь и все еще задаетесь вопросом «Турбулентность — опасно ли это?», то факт о том, что самолет готовят к воздушным ямам еще на стадии производства — звучит убедительно. Современные летательные аппараты проходят строгие испытания. Это верный способ убедиться, что они способны выдерживать серьезные атмосферные воздействия. Перед сдачей в эксплуатацию, инженеры проверяют борт на:
-
прочность и гибкость — изгибают крылья под экстремальными углами, чтобы имитировать сопротивление, с которым они столкнутся в полете, например, Airbus A350 испытывался сгибанием крыльев почти на 90 градусов, чтобы подтвердить его выносливость даже в экстремальных условиях;
-
удар — чтобы сымитировать столкновение с посторонними объектами на ходу и доказать, что это не выведет летательный аппарат из строя, ведь нередко птицы на высокой скорости бросаются в двигатель или врезаются в фюзеляж;
-
стойкость системы в разных погодных условиях — экстремальной жаре, что царит над пустыней или холоде над Арктикой;
-
удар молнии — вероятность такого события достаточно велика, по статистике самолет попадает под молнию каждые 2000–3000 часов полета, а потому в лаборатории моделируют подобные ситуации, чтобы проверить, насколько корпус может рассеивать электричество без негативных последствий.
Еще один довод в пользу безопасности полетов — это специальный протокол действий, которого придерживаются пилоты, если самолет попал в турбулентность. При планировании маршрута они стараются обойти потенциально опасные зоны, когда видят их на радаре. Если же инцидент все же случается, то экипаж предупреждает пассажиров, дает голосовые инструкции и включает на табло значок пристегнуть ремни. Пилоты стабилизируют воздушное судно в соответствии с инструкциями для каждой конкретной ситуации.
Передовые разработки, строгое обучение пилотов, контроль погоды и условий полета — факторы, что гарантируют пассажирам безопасность в случае если самолет попал в воздушную яму.
Алгоритм действий: как сохранить спокойствие и оставаться в безопасности
Очевидно, что турбулентность в самолете — это вполне естественное явление к которому воздушное судно готовится еще на стадии сборки. Самый простой и эффективный совет, как не бояться турбулентности — это подготовиться к такой ситуации будучи на земле и прокрутить механизм действий в голове перед вылетом. Первое и самое главное — не поддаваться панике и выполнять указания экипажа: занять свои места, выровнять спинку кресла и пристегнуть ремни безопасности, держать их в таком виде пока горит соответствующий значок. Как и в автомобиле, они фиксируют и защищают пассажира от травмирования о потолок, пол, багажные отсеки.
Безусловно, зона турбулентности в самолете — крайне неприятная часть полета. Легко впасть в смятение и допустить ошибки, которые приведут к травмированию. Поэтому, лучше всего следовать инструкциям, которые дает экипаж и сохранять спокойствие. В такой момент помните, что борт прошел серьезные испытания и способен выдержать более сложные ситуации, чем воздушные ямы. Доверьтесь опытным профессионалам и ремню безопасности — так вы переждете несколько секунд даже самой сильной турбулентности.