Камбоджа остается одним из наименее известных и наиболее мистических королевств Азии... Наследница великой империи кхмеров, которая во времена своего расцвета простиралась от Вьетнама до Мьянмы, включая территорию нынешнего Таиланда, нынешняя Камбоджа – это страна с 13-миллионным населением, занимающая 180.000 км2 площади, расположенная в юго-западной части Индокитайского полуострова Юго-восточной Азии. Помимо Таиланда, с которым ее связывает долгая кровавая история, имеет общую границу с Вьетнамом и Лаосом, а также выход к Сиамскому заливу на юге.
Неизвестная история этой средневековой державы запечатлена в каменном Ангкоре – столице двенадцати великих королей, правивших Юго-восточной Азией 5 веков, с VIII по XIII столетие. Более поздняя история страны, оставшаяся в анналах мировой летописи геноцида, печально известна благодаря режиму Пол Пота - кровавого предводителя красных кхмеров. Что же это за нация, каждое тысячелетие порождающая столь мощные и удивительные империи?
Вода в жизни страны
Каждая весна приходит вместе с таянием гималайских ледников на Тибетском плато, где берет свое начало великий Меконг. Протекая по территории Китая, Мьянмы, Лаоса и Камбоджи, талые воды перемешиваются с ливневыми муссонными потоками, приобретая неповторимый коричневатый цвет. Следуя вечному ритму, Меконг выходит из берегов в июне, принося влагу и плодородный красный ил огромному бассейну, издавна считавшемуся домом кхмерам и их предкам. По мере наполнения Меконга, один из его основных притоков, Тон Ле Сап также разливается, и меняет свое течение (начинает течь вспять), питая озеро Тон Ле Сап, которое увеличивается по площади втрижды, закрывая седьмую часть всей Камбоджи.
Таким оно останется до октября, когда, по окончании сезона дождей, ему придет время вернуться в свои домуссонные границы.Таким образом, вся жизнь современной и древней Камбоджи связана с водой: главной судоходной рекой Меконг, «рыбной житницей страны» озером Тон Ле Сап, и, конечно же, Сиамским заливом, обеспечивающим выход к океану.
Как и сезонный разлив Нила стал толчком к развитию египетской культуры, так и периоды жизни Тон Ле Сап стали законом жизни древних кхемров. Предки камбоджийцев хорошо понимали природу разливов воды, перемещения небесных светил, и, поклоняясь этой гармонии, воплощали свои астрономические познания, вплетенные в причудливую индуистскую мифологию в элегантном геометрическом дизайне древних городов.
История
История Ангкора, как и в целом Камбоджи, долгое время оставалась загадкой для европейцев – никаких более-менее систематических записей, пригодных для перевода не велось, или не сохранилось. Народная память дает лишь отрывочные, либо весьма искаженные данные, более похожие на мифы. Таким образом, работа первых европейских ученых из Французской школы по изучению востока (EFEO– Ecole Francaise d’Extreme-Orient), прибывших сюда вместе с французской колонизацией в 1863 году, была более похожа на работу детективов, по кусочкам пытающихся воскресить историю одной из величайших империй древности – увы, не интересную ее потомкам. Пионером в области освещения исторических загадок Камбоджи можно назвать Жоржа Коэдэ, который в период с 1904 по 1964 года перевел и опубликовал практически все письменные источники, найденные к тому времени. И пусть эта работа была отчасти спекулятивной, а переводы снабжены домыслами самого историка – своим энтузиазмом и страстью, он и его современники заложили основу в науку об истории древнего царства кхмеров. После обретения Камбоджей независимости, работа французов продолжилась, но условия становились все более сложными, вплоть до полного прекращения во времена режима Пол Пота. С 1980-х, когда страна вновь была открыта для европейцев, работы по изучению и консервации исторических памятников возобновились с новой силой, под эгидой ЮНЕСКО. Многие исследователи и школы разных стран были вовлечены в процесс воскрешения былой славы кхмерской цивилизации, что дало толчок к новым удивительным открытиям, во многих случаях перевернувших существовавшие представления о странах Юго-восточной Азии. В частности, именно новая волна исследователей, 80-х годов XXвека опровергла устоявшийся стереотип о том, что кхмерская и близкие ей цивилизации региона возникли на основе древнеиндийской культуры, проникшей в эту часть Азии в первое тысячелетие нашей эры. Новейшие исследования археологов разных стран доказали, что самобытное и самостоятельное общество возникло здесь еще в древние времена: в первом тысячелетии до рождения Христа, моряки с тайского побережья совершали дальние путешествия в Африку через Индийский океан, а начиная с 600-х годов до нашей эры по всей территории Юго-восточной Азии распространилась «бронзовая культура Донгсон» (по названию одноименного поселения во Вьетнаме), оставившая нам в наследство знаменитые огромные ритуальные барабаны с потрясающей гравировкой по технологии, удивительной для того периода (таких барабанов найдено около двух сотен). На данный момент сделано множество раскопок в этом регионе, доказывающих, что высокоразвитая цивилизация зародилась здесь задолго до индуизма: первые организованные поселения и города датированы 6800г до нашей эры, а с 400 года до н.э. древние кхмеры начали сооружать города-укрепления на берегах Тон Ле Сап, окруженные рвами и плотинами.
Cчитается, что народность, носящая ныне собирательное имя «кхмеры» переселилась на территорию Камбоджи с севера, с холмов, покрытых густым тропическим лесом. Предки камбоджийцев праздновали анимистических духов природы – Ник Та - отца всех богов и существ, почитаемого до сих пор наряду с Кронг Пеали – змеем, властителем земли и воды.
Благодаря пристальному изучению древнекитайских источников удалось многое выяснить и о первой империи на территории Юго-восточной Азии – Фунан – которая
охватывала всю прилегающую к Сиамскому заливу прибрежную территорию и просуществовала со второго по шестой века нашей эры, наряду с империейЧанла, объединявшей небольшие царства на севере. Летописная же история региона, начинается в V-VIв.в., когда регион заполонили индийские торговцы, а позже и переселенцы. Письменные источники, выполненные на санскрите, обрисовывают жизнь правителей Фунан, уже носящих индийские имена и титулы, окружающих себя монахами брахманами и буддистами. Массовый переход к индуизму в регионе, по-видимому, пришелся на период VI века, когда, по словам китайского путешественника того времени «на двух буддистов в этой стране теперь приходится тысяча брахманов, а местные жители отдают им в жены своих дочерей». Таким образом, можно сказать, что история величайших царств Юго-восточной Азии напрямую связана с приходом в страну индуизма...было ли это спонтанной массовой колонизацией-«индуизацией», либо сознательным переходом к новой религии и письменности правителей древних государств, остается поводом для дебатов до сих пор. Тем не менее, именно это скоротечное взаимопроникновение культур и дало столь мощный толчок к развитию и объединению региона, ведь, возможно, индийская культура, единый письменный язык и мифология оказались именно тем связующим звеном, которое способствовало самоидентификации разрозненных народностей кхмеров (единой религии у общин, проживавших на территории Кхмерского государства, до прихода индуизма, не было, а первый кхмерский алфавит также был основан на санскрите, слегка искаженном для отображения понятий местного диалекта).
Истинным же началом самой успешной древней кхмерской цивилизации можно считать объединение в VI- VIIвеках разрозненных княжеств – наследников империй Фунан и Чанла правителем Джайяварманом I(657г н.э.) в единое государство, обладающее выходом к морю и большими территориями плодородных земель и водных ресурсов внутри страны – Ангкор.
Ангкор и его правители
Слово «Ангкор» берет начало от санскритского nagara, дословно означающего «город». В кхмерском языке Ангкор стал синонимом «государственности», «империи», «территории, подчиненной монарху». Ангкором принято считать огромную территорию к северу от озера Тон Ле Сап, на которой было размещено несколько последовательно отстроенных столиц кхмерского государства, просуществовавшего с VIIпо XIIIвек. Началом Ангкора официально принят 802 год – год коронации первого правителя объединенного государства Джайявармана I.
По мере смены династий королей-девараджа («царь богов»), империя разрасталась, столица привлекала все больше народа. В городе, по воле руководителей, стали строиться не только храмы, но и огромные ирригационные сооружения (водохранилища, каналы). Энергичные и образованные правители страны (Сурьяварман I) понимали, что власть государства не может быть основана только лишь на господстве одного города, не связанного с остальными территориями страны. В период с 1010 года во всех провинциях империи начинается строительство региональных центров: по указанию короля новые поселения-укрепления, призванные охранять границы и целостность территории, образовываются вокруг вновь отстроенных храмов, во многих частях страны сооружаются специальные «сакральные» водохранилища, использовавшиеся для нужд городов и сельского хозяйства – «барай».
Естественно, что мощь кхмерского государства, не была основана лишь на воле правителя – для подпитки такой империи требовалась сильная экономика. Ее основой можно считать сумму таких факторов, как выход к морю, огромные сельскохозяйственные и весьма плодородные земли бассейна Тон Ле Сап, использование ресурсов реки Меконг, в том числе и для речной навигации, и отлично организованная армия. По некоторым источникам, именно армия являлась основным потребителем и защитником ресурсов страны: китайские дипломаты того времени упоминали об обязательной военной службе, принятой в Ангкоре, а также об укомплектованности армейских сил (около 200.000 боевых слонов, 700 военных кораблей и т.д.). Помимо всего прочего, Ангкор, в период своего расцвета, был настоящим перекрестком торговли – на рынках его городов торговали специями, рисом, фруктами, жемчугом, шелком, рыбой и рабами.
На протяжении веков кхмеры меняли окружавшую их природу, и Ангкор становился центром высокопродуктивной сельскохозяйственной культуры, построенной на знаниях в области ирригации и архитектуры. Очевидный факт, что кхмерские земледельцы были успешны в продлении сезона роста, культивируя множество видов риса (в том числе плавучего риса). Их познания в использовании резервуаров, водохранилищ, каналов и водных колес создали продуктивную экономику, способную прокормить более 1 миллиона жителей Ангкора – самого большого города мира в 12 веке. Ароматические масла, специи и медицинские травы из тропических лесов, огромные рыбные ресурсы Тон Ле Сапа и высокая плодородность земель бассейна Меконга, создали уникальное стечение физических и духовных ресурсов, которые, вкупе с географической составляющей, стали движущей силой и источником средств для невероятных проектов кхмерских королей.
Как и во многих феодальных государствах того времени, власть в стране поддерживалась при помощи сети родственных связей – с одной стороны, это давало призрачную гарантию поддержки и единства, с другой - создавало постоянное напряжение: более сильные кланы сменяли слабые, власть в провинциях переходила от одной семьи к другой, вследствие чего централизованное управление становилось настоящей проблемой, приведшей к мощной стагнации государства в X-XI веках. Именно в этот период упадка, на трон раздираемой внутренней войной страны, пришел сильный лидер - Сурьяварман II(1113 – 1150г.г.). Его столица - Ангкор Ват – и его храм-Меру, посвященный индуистскому богу Вишну, затмили все отстроенные ранее столицы.
Ангкор Ват – это храм-вершина, с пятью великолепными каменными башнями. Постройка этого города-дворца (на данный момент один из наиболее хорошо сохранившихся комплексов, а также самый посещаемый) заняла 37 лет, а на его возведение потребовалось больше камня, чем на пирамиду Кафры. Территория комплекса занимает более 200 гектар площади, являясь самым большим религиозным сооружением мира: вокруг центральной башни расположены четыре меньших, и все это возвышается над тремя террасами, соединенными причудливыми галереями, украшенными по всей длине удивительными каменными барельефами. В таком великолепном каменном городе было место и для храма, и для административного центра, библиотек, водоемов и пр. После смерти Сурьяварман-II был захоронен здесь же – его последняя усыпальница признана одним из величайших архитектурных шедевров истории.
Последним великим королем империи стал Джайяварман VII, взошедший на трон в 1177 году, после победы над северным соседом – государством Чампа. Фактически, он выступил спасителем империи, ослабленной и уже практически подчиненной воле набирающего силу врага. Правитель знал, что страна стоит на грани исчезновения, распираемая внутренней клановой борьбой и вовлеченная в войну и отлично понимал, что для возрождения духа единства народу требуется новая религия и идеалы. Такой религией для древней Камбоджи стал буддизм. Именно ДжайяварманVIIстал проводником Теравада буддизма в Ангкор, а его дворцы и храмы посвящены Авалокитесваре. Воле удивительного правителя приписывается постройка более 102 больниц и сотен километров дорог, соединивших всю страну. Столицей этого правителя стал Ангкор Том (к северу от Ангкор Ват), а дворцом его имени - великолепный Байон – «храм четырех лиц Будды», каждая башня которого украшена ликами Будды (по некоторым сведениям, написанным с лица короля), смотрящими по четырем сторонам света. Сооружения, отстроенные во время правления этого монарха, отличают росписи и барельефы со сценами реальной жизни Ангкора – рынка, картин приема пищи и др.
История Ангкора после смерти Джайявармана VIIвесьма запутанна, так как никаких более-менее систематичных записей не велось. Известно лишь, что более поздние правители предпринимали попытки вновь внедрить индуизм как государственную религию, но влияние буддизма было уже слишком велико. В XIIIвеке Ангкор был завоеван усилившимся Тайским государством (Аютайя), и большая часть страны была поделена между сильными соседями – древним Сиамом, Вьетнамом. Однако, Камбоджа не исчезла совсем, просто сошла со страниц истории как мощная империя...Правителям побежденной страны не оставалось ничего другого, кроме как переместиться на юго-восток и основать новую столицу Пном Пень. Ангкор (его часть) остался лишь приграничной провинцией, тысячи жилых и религиозных зданий покрывались тропическими лесами, зарастали шагающим баньяном, бесчисленные богатства были разграблены. Правда, в XVIвеке правители кхмерского государства все же делали попытки возродить Ангкор, и даже отвоевали кусок собственной территории у Тайланда, возведя у руин древнего Ангкора город Сием Риап (в переводе «победа над Сиамом), но былую славу этот регион уже вернуть не смог. Все попытки вновь оживить, заселить Ангкор заканчивались провалом – дажемасштабные реставрационные работы, затеянные в 1577 году, имевшие целью возродить былую славу великого города и его правителей, не привели к должному результату. В результате город был забыт – лишь паломники посещали великолепные руины, да буддийские монахи поддерживали состояние некоторых храмов. К тому моменту, как Ангкор был заново открыт миру французским путешественником Анри Муо в 1861 году, он представлял собой живописные развалины, полностью укрытые джунглями.
Вчера и сегодня
Ангкор, заросший и местами разрушенный город, сегодня выглядит весьма романтическим местом, однако, после более пристального взгляда, становится понятно, что в те времена, когда город был заселен и жил полной жизнью, он не выглядел столь спокойно: все здесь было подчинено жесткому регламенту, спроектировано практично, логично и фундаментально. Само местоположение говорит о том, что он задумывался в первую очередь как символ величия империи, где богоподобные властители, запечатлевавшие себя в камне и стремившиеся таким образом оставить след в истории, мало интересовались жизнью своих подчиненных, порой жестокой и скоротечной.
Сегодня Ангкор – это огромная заповедная территория-музей, со своей инфраструктурой, дорогами, автобусами и вездесущими гидами. Часть строений полностью очищена, местами отреставрирована. Ангкор Ват сохранился лучше других сооружений – на его примере отлично видно, насколько хорошо были
осведомлены древние кхмеры об устройстве мира, архитектуре и космологии, как важен был для них календарь. Все деревянные строения, где люди жили и работали, ели и спали, давно разрушены. На территории остались только каменные здания – в основном храмы.
В целом же, музей-Ангкор, как зеркало реальной жизни современной Камбоджи, отражает неприглядную действительность: нищету и безработицу. Полуодетые детишки осаждают вас с требованиями приобрести за баснословные деньги сувениры, а хорошие машины на дорогах большая редкость: тем не менее, жители не выглядят озлобленными или обреченными. Судя по незасеянным вдоль дорог полям – голод если и грозит населению страны, то скорее по причине нежелания (или неумения) культивировать рис. Как ни странно, по информации местных гидов, практически все фрукты и овощи, даже для внутренних нужд, завозятся в Камбоджу из Таиланда (несмотря на то, что они с тем же успехом могут выращиваться и здесь), такая же ситуация обстоит и с 90% других товаров – практически все импортируется из-за рубежа, даже рис (!), электроэнергия и бензин. Возможно, оправданием такому поведению кхмеров может стать отсутствие культуры ведения сельского хозяйства и достаточных знаний, образования в этой области – практически все работоспособное население, а также интеллигенция и фермеры были истреблены во время правления Пол Пота (по уточненным данным, было уничтожено более 3 млн человек, а это 50% населения страны в 1970-х годах). Молодое поколение просто не знает и не имеет достаточного опыта в сельском хозяйстве и производстве.
У современного королевства Камбоджа (монархия была возвращена в 1993 году) огромный внешний долг, очень большая часть средств гос.бюджета поступает из-за рубежа в виде дотаций, кредитов и помощи. Судя по всему, страна еще не успела воспрянуть после событий 1970-х и 80-х годов, оккупаций и национальных чисток. Тем не менее, в последние годы в королевство начали возвращаться эмигранты, выехавшие в период становления режима красных кхмеров – в основном это врачи и преподаватели – уровень медицинского обслуживания (которое здесь бесплатное для всех) заметно поднялся, в некоторых регионах до уровня высокоразвитого Таиланда.
К сожалению, как и в любой азиатской стране, в Камбодже есть коррупция – за взятку можно купить буквально все, в том числе коноплю (приравненную к специям), оформить любые разрешения и пропуска. Военные и чиновники – хозяева жизни, весьма заметные на общем фоне на новых Lexus570. Кстати, осталось непонятным отношение кхмеров к Пол Поту: возможно, память о тех событиях уже порядком потускнела, либо очевидцев осталось мало – тем не менее, в рядах нынешних руководителей страны есть соратники (!) главного красного кхмера, построившие успешную политическую карьеру.
В целом, народ Камбоджи достаточно гостеприимный и приятный – очень популярны танцы, караоке и народные гуляния, особенно на свадьбах, которые здесь весьма многолюдны. Большая часть страны проживает в деревнях, базовое образование здесь бесплатное, но, судя по всему, пользуются этим не все – рабочие детские руки нужнее в поле, чем в начальной школе.
Несмотря на всю противоречивость, в туристическом плане страна очень интересна – и не только благодаря разрекламированному Ангкору! На побережье уже появились морские курорты высшего класса, а цены в целом по стране весьма умеренны. Обязательно стоит посетить плавучую деревню на озере Тон Ле Сап, где проживают вьетнамские переселенцы – настоящая, неприкрытая Азия, завесу над тайнами которой вам с удовольствием откроет страна улыбчивых кхмеров – Камбоджа.